- РЫНОК
- (англ. market) – основная форма организации общественного хозяйства в условиях товарного производства, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением, распределение ресурсов в интересах его участников – собственников этих ресурсов. Поскольку участники Р. стремятся к наращиванию своего богатства, то, соответственно, производители добиваются прибыли (как минимум, возмещения понесенных затрат), а потребители – удовлетворения своих потребностей (в рамках платежеспособного спроса), т.е. максимизации полезности. При этом участники Р. действуют на основе свободного выбора, взаимного соглашения об условиях сделок, максимально возможной информации и конкурентности. В реальной экономике Р. взаимодействует, с одной стороны, с натуральным хозяйством, а с др. – с экономич. деятельностью гос-ва, обычно устанавливающим «правила игры» на Р. и в той или иной степени регулирующим его функционирование. Гл. объект исследования и экономико-математич. моделирования Р. – закономерности формирования рыночного равновесия, а в связи с этим – процессы ценообразования в результате взаимодействия спроса и предложения, процессы конкуренции, вхождения новых участников (поставщиков и потребителей) в Р. и выбывания из него потерпевших поражение в конкурентной борьбе. В функционировании Р. решающую роль играют цены. Они выполняют информационную и регулирующую функции, функцию разделения благ, предлагаемых на Р., и благ, которые распределяются вне его (напр., объектов гос. заказа, благ из обществ. фондов потребления). (См. также Предложение совокупное и Спрос совокупный, Равновесие рыночное). Взаимодействие спроса и предложения одного отд. взятого продукта (обычно также принимаются во внимание взаимозаменяемые продукты) рассматривается как Р. данного продукта (товара, услуги). Различают Р. труда, капиталов, ценных бумаг, валютный и др. По уровню насыщения рынка выделяют: равновесный, дефицитный, избыточный Р., по характеру продаж – оптовые и розничные Р., по соответствию действующему законодательству – легальный и нелегальный Р.; по организац. признакам – организованный и неорганизованный; по степени открытости – открытый, ограниченный, закрытый. Выделяют: местные, региональные, национальные Р. и мировой Р.В экономич. лит-ре рассматриваются два агрегата: 1) Р. товаров и услуг, производимых фирмами (товарные Р.) и 2) Р. труда, сырья и др. факторов производства, используемых ими (факторные Р.). Совокупность всех рынков, различаемых по разным критериям, образует систему рынков (Р. в обобщенном смысле). Рассматриваемый в теории, но никогда не достижимый на практике, идеальный или совершенный Р. требует соблюдения по меньшей мере 5 условий: атомистичность рынка [в нем должно участвовать огромное число независимых продавцов и покупателей (фирм и индивидов); только при этом условии ни один из них не будет достаточно силен, чтобы воздействовать на функционирование рынка]; однородность продукции [если продукты одинаковы, у покупателя нет объективных причин для предпочтения товара одного продавца товару другого, кроме цены]; свобода вхождения в Р. любого производителя и любого покупателя; «прозрачность» Р. [полная осведомленность участников о происходящих на Р. событиях, отсутствие сговора между продавцами]; мобильность факторов производства [в частн., взаимозаменяемость труда и капитала]. На практике отступление от перечисленных условий приводит к формированию разных типов Р., классификацию к-рых приведена в таблице. Перечисленные требования не выполнимы в совр. условиях. Напр., «атомистичность» вряд ли возможна при мощном развитии концентрации производства, «свобода вхождения в Р.» резко осложняется достигнутым уровнем массовости производства и его капиталоемкостью. Вместе с тем любой реально функционирующий Р., несмотря на очевидные отклонения от приведенной идеальной схемы, характеризуется действием более или менее эффективного рыночного механизма. Это означает, что в целом цены изменяются под воздействием соотношения спроса и предложения; распределение ресурсов и объемы произ-ва в целом ориентируются на цены, как на сигналы информации о состоянии рынка и тенденциях его развития; для экономики в целом характерна тенденция к оптимальной структуре производства и распределения благ. Хотя наряду со странами рыночной экономики еще существуют гос-ва, где сохраняется антипод Р. – плановая система управления экономикой, историч. опыт показал, что по крайней мере на обозримое будущее альтернативы Р. нет.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.