РЫНОК

РЫНОК
(англ. market) – основная форма организации общественного хозяйства в условиях товарного производства, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением, распределение ресурсов в интересах его участников – собственников этих ресурсов. Поскольку участники Р. стремятся к наращиванию своего богатства, то, соответственно, производители добиваются прибыли (как минимум, возмещения понесенных затрат), а потребители – удовлетворения своих потребностей (в рамках платежеспособного спроса), т.е. максимизации полезности. При этом участники Р. действуют на основе свободного выбора, взаимного соглашения об условиях сделок, максимально возможной информации и конкурентности. В реальной экономике Р. взаимодействует, с одной стороны, с натуральным хозяйством, а с др. – с экономич. деятельностью гос-ва, обычно устанавливающим «правила игры» на Р. и в той или иной степени регулирующим его функционирование. Гл. объект исследования и экономико-математич. моделирования Р. – закономерности формирования рыночного равновесия, а в связи с этим – процессы ценообразования в результате взаимодействия спроса и предложения, процессы конкуренции, вхождения новых участников (поставщиков и потребителей) в Р. и выбывания из него потерпевших поражение в конкурентной борьбе. В функционировании Р. решающую роль играют цены. Они выполняют информационную и регулирующую функции, функцию разделения благ, предлагаемых на Р., и благ, которые распределяются вне его (напр., объектов гос. заказа, благ из обществ. фондов потребления). (См. также Предложение совокупное и Спрос совокупный, Равновесие рыночное). Взаимодействие спроса и предложения одного отд. взятого продукта (обычно также принимаются во внимание взаимозаменяемые продукты) рассматривается как Р. данного продукта (товара, услуги). Различают Р. труда, капиталов, ценных бумаг, валютный и др. По уровню насыщения рынка выделяют: равновесный, дефицитный, избыточный Р., по характеру продаж – оптовые и розничные Р., по соответствию действующему законодательству – легальный и нелегальный Р.; по организац. признакам – организованный и неорганизованный; по степени открытости – открытый, ограниченный, закрытый. Выделяют: местные, региональные, национальные Р. и мировой Р.В экономич. лит-ре рассматриваются два агрегата: 1) Р. товаров и услуг, производимых фирмами (товарные Р.) и 2) Р. труда, сырья и др. факторов производства, используемых ими (факторные Р.). Совокупность всех рынков, различаемых по разным критериям, образует систему рынков (Р. в обобщенном смысле). Рассматриваемый в теории, но никогда не достижимый на практике, идеальный или совершенный Р. требует соблюдения по меньшей мере 5 условий: атомистичность рынка [в нем должно участвовать огромное число независимых продавцов и покупателей (фирм и индивидов); только при этом условии ни один из них не будет достаточно силен, чтобы воздействовать на функционирование рынка]; однородность продукции [если продукты одинаковы, у покупателя нет объективных причин для предпочтения товара одного продавца товару другого, кроме цены]; свобода вхождения в Р. любого производителя и любого покупателя; «прозрачность» Р. [полная осведомленность участников о происходящих на Р. событиях, отсутствие сговора между продавцами]; мобильность факторов производства [в частн., взаимозаменяемость труда и капитала]. На практике отступление от перечисленных условий приводит к формированию разных типов Р., классификацию к-рых приведена в таблице. Перечисленные требования не выполнимы в совр. условиях. Напр., «атомистичность» вряд ли возможна при мощном развитии концентрации производства, «свобода вхождения в Р.» резко осложняется достигнутым уровнем массовости производства и его капиталоемкостью. Вместе с тем любой реально функционирующий Р., несмотря на очевидные отклонения от приведенной идеальной схемы, характеризуется действием более или менее эффективного рыночного механизма. Это означает, что в целом цены изменяются под воздействием соотношения спроса и предложения; распределение ресурсов и объемы произ-ва в целом ориентируются на цены, как на сигналы информации о состоянии рынка и тенденциях его развития; для экономики в целом характерна тенденция к оптимальной структуре производства и распределения благ. Хотя наряду со странами рыночной экономики еще существуют гос-ва, где сохраняется антипод Р. – плановая система управления экономикой, историч. опыт показал, что по крайней мере на обозримое будущее альтернативы Р. нет.  

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "РЫНОК" в других словарях:

  • Рынок —  Рынок  ♦ Marché    – Представь себе, что ты идешь в булочную и покупаешь батон, – сказал мне как то один мой приятель экономист. – Почему продавец продает его тебе?    – Потому что это его работа…    – Потому что это ему выгодно! Ему гораздо… …   Философский словарь Спонвиля

  • РЫНОК — (market) 1. Территория, на которой встречаются продавцы и покупатели, чтобы обменяться тем, что представляет стоимость. Физический рынок, где происходит торговля за лучшую цену – основная концепция торговли, и значительная часть экономической… …   Финансовый словарь

  • рынок — Базар, торг, торжище, ярмарка. Толкучий рынок. См. базар.. толкучий рынок... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рынок базар, торг, торжище, ярмарка, толкучка, торжок; биржа;… …   Словарь синонимов

  • рынок — Комплекс сооружений в населённом пункте для колхозной и государственно кооперативной торговли преимущественно сельскохозяйственными продуктами [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] рынок Организация,… …   Справочник технического переводчика

  • РЫНОК — РЫНОК, рынка, муж. 1. Место розничной торговли съестными продуктами и товарами под открытым небом или в торговых рядах; базар. Купить молоко на рынке. Сходить на рынок. 2. перен. Шумный спор, галдеж, пререкания (прост. пренебр.). Что вы у меня в… …   Толковый словарь Ушакова

  • Рынок — [market] –  способ организации экономических отношений между людьми – как правило, действующий в условиях капиталистического общественного устройства.  Но бывают и исключения  (обычно, временные) – например, в СФРЮ, Венгрии.  Сам термин обычно… …   Экономико-математический словарь

  • РЫНОК — (market) 1. Место или учреждение, где встречаются покупатели и продавцы товаров или активов. Изначально рынок всегда был сосредоточен в определенном здании, это и сейчас так в случае с некоторыми товарами (например, с крупным рогатым скотом или… …   Экономический словарь

  • Рынок — (market) 1. Территория, на которой встречаются продавцы и покупатели, чтобы обменяться тем, что представляет ценность/ стоимость (value). Физический рынок, где происходит торговля за лучшую цену, – основная концепция торговли, и значительная… …   Словарь бизнес-терминов

  • РЫНОК — РЫНОК, сфера товарного обмена; спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и др. в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны… …   Современная энциклопедия

  • РЫНОК — сфера товарного обмена; спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и др. в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • рынок — Сфера товарного обмена, т.е. спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг и золота, инвестиций, труда и пр. в масштабах мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного… …   Словарь по географии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»